Владимирский тяжеловоз фото
Порода лошадей Владимирский тяжеловоз
По официальной версии формирование породы Владимирский тяжеловоз началось в середине XIX века, тогда же, когда начали формироваться другие две российские тяжеловозные породы. Основными породами лошадей, оказавшими влияние на формирование Владимирской породы тяжеловозов были Шайры и Клайдесдали. Но более глубокие «раскопки» показывают, что былинные кони богатырей были не такой уж легендой и возникли они в той же местности, где позже вывели Владимирских тяжелоупряжных лошадей. Смешав местное тяжелоупряжное маточное поголовье русских лошадей с западными породами.
История
Во время Великого переселения народов из-за Урала на север Европейского материка пришли племена угров и финнов, приведя с собой обычных азиатских лошадей монгольского типа. Но фенотип животных во многом формирует среда обитания. В живом мире есть закономерность: чем крупнее животное, тем легче ему сберечь тепло. Это не парадокс. У крупного животного процентное соотношение поверхности и объема тела иное, чем у мелкого. Потеря тепла происходит через поверхность тела и у крупного животного она пропорционально меньше, чем у мелкого. По этой причине один и тот же вид животных становится крупнее в холодных регионах.
Очень хороший пример такой приспособляемости – волк. Самые южные подвиды едва дотягивают до 15 кг, самый северный весит под 90 кг. Этот приспособительный механизм не обошел и приведенных угро-финскими племенами лошадей. Кони начали укрупняться.
Увеличению размеров лошадей способствовала и обильная кормовая база. До появления обширных лесных полян – следствия подсечно-огневого земледелия – азиатские лошади кормились в богатых травами влажных поймах рек, зимой переходя на лесной веточный корм.
Хотя о качестве таких жеребят говорить не приходится.
Растительность в поймах рек бедна минеральными веществами, поэтому, хотя лошади и вырастали значительно крупнее своих предков, но недостаток минералов сказывался на крепости их суставов. Спокойная же жизнь без необходимости проходить от 40 км в день в поисках пищи способствовала отбору спокойных и массивных лошадей.
С развитием земледелия оседлые народы получили возможность кормить лошадей зерном. Такой энергетический корм тоже отразился на размерах коней в лучшую сторону. Знать сформировавшихся к тому времени русских княжеств предпочитала отбирать таких коней местного разведения. Жеребята от крупных северных кобыл, хорошо кормленные на боярских конюшнях, вырастали выше примерно на 10 см.
Куликовская битва изменила соотношение сил между Русью и Ордой и показала, что татаро-монголов можно бить. Но для окончательного освобождения от завоевателей требовалась более легкая и быстрая лошадь, способная противостоять степным монголкам. И армию стали пересаживать на вертких и легких Испанских и Персидских (по факту Арабских и Берберийских) лошадей.
Во времена Петра Великого лошадиная тягловая сила потребовалась на уральских разработках братьев Строгановых, и старинных воронежских лошадей погнали туда, выбрав все поголовье без остатка. Но продержались русские ломовые лошади на Урале только 2 века. Оттуда их вытеснил научно-технический прогресс. Лошадей заменили паровозы.
Но тот же НТП и помог сохраниться русским тяжелым лошадям. Тракторов еще не было и пахали на лошадях, а рост городов потребовал увеличения производства сельхозпродукции. Городам требовалась продукция, надо было распахивать и засевать новые площади. Оставшиеся во Владимирском Ополье мелкие слабосильные лошадки были не способны справиться с тяжелыми суглинистыми почвами. И мощные кони потянулись с Урала назад на историческую родину. Для ускоренного восстановления поголовья тяжелоупряжных русских лошадей возвращенных кобыл скрещивали с завозными тяжеловозными породами.
Но на этот раз русской породе не удалось закрепиться на своей родине. Первая мировая война тоже потребовала мощную тягловую силу для перемещения пушек. Во время этой войны поголовье исконных Владимирских лошадей было практически выбито.
Но молодой Стране Советов тоже надо было на ком-то пахать и кормить население. Поэтому перед зоотехниками была поставлена задача восстановить былую породу Владимирской лошади. Жалкие остатки мощных боярских лошадей и битюгов (вторая русская тяжеловозная порода лошадей) собрали на Владимирском Ополье и разделили на две группы. В одной группе кобыл скрещивали с Клайдесдалями и Шайрами, в другой – с Брабансонами.
В 1946 году группа с прилитием крови Шайров и Клайдесдалей была официально зарегистрирована как порода лошадей Владимирский тяжеловоз. С этого момента и начинается современная история Владимирского тяжеловоза.
Современность
Работа с Шайрами и Клайдесдалями, которых смешивали с местными тяжелыми лошадьми велась в колхозах и совхозах Ивановской и Владимирской областей. При Гаврилово-Посаде были созданы госконюшня и государственный племрассадник, племенной материал которых использовался на других племфермах. В 1959 году на базе Гаврилово-Посадского племрассадника был сформирован элитный Гаврилово-Посадский конезавод по разведению Владимирской породы лошадей. Второй такой же конезавод был основан в Юрьев-Польском.
Юрьев-Польский конезавод создавался практически на пустом месте. Сложно считать простые деревянные конюшни, ранее принадлежавшие Ивановскому сельхозинституту, развитой инфраструктурой элитного конезавода. Поголовье лошадей в завод тоже было отобрано в различных хозяйствах Владимирской области.
В 2013 году ликвидировали Гаврилово-Посадский конезавод, переведя племенное ядро Владимирской породы в другое хозяйство. Юрьев-Польский завод продолжает функционировать, но сменил статус и имя. Сегодня это ПКЗ «Монастырское подворье». Существует еще несколько конеферм, где сегодня продолжают разводить Владимирского тяжеловоза.
Во время существования Советского Союза Владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями для местного совхозного и колхозного поголовья рабочих лошадей.
Описание
Наибольшее влияние на современную Владимирскую породу тяжеловозов оказали Клайдесдали. Шайры использовались на начальном этапе и в основном по материнской линии. Влияние Клайдесдалей сегодня заметно в более длинных ногах Владимирского тяжеловоза по сравнению с другими тяжелоупряжными породами. Достаточно сравнить фото современного Владимирского тяжеловоза с фото современного же Клайдесдаля.
Лошадь породы Клайдесдаль.
Но на старых фото лошадей породы Владимирский тяжеловоз иногда еще «проглядывает» более коротконогий и массивный Шайр.
Эти породы тяжелоупряжных лошадей настолько близки друг другу, что раньше некоторые английские заводчики считали их одной породой и, не стесняясь, скрещивали Шайров с Клайдесдалями между собой. Сегодня различия между этими породами более явные.
От Клайдесдалей Владимирские тяжеловозы унаследовали гнедую масть и некоторые недостатки:
- неглубокую грудную клетку;
- мягкую спину;
- плоские ребра.
За густую оброслость ног, скорее всего, «отвечают» обе английские породы тяжеловозов.
Кроме гнедой, у Владимирской породы тяжеловозов встречаются вороная и рыжая масти. Вороная масть с большой долей вероятности – наследие Шайров. А рыжий рецессивный окрас присутствует во всех лошадиных породах мира.
Эти отметины лошади породы Владимирский тяжеловоз унаследовали от Клайдесдалей.
Достоинства Владимирская порода получила от местного поголовья тяжелоупряжных лошадей. Владимирские тяжеловозы отличаются высокой работоспособностью и хорошей приспособленностью к северным климатическим условиям.
Экстерьер
Рост Владимирских жеребцов в среднем 165 в холке, хотя встречаются и значительно более высокие кони. Косая длина туловища 173 см, обхват груди 207 см. Обхват пясти 24,5 см. Вес 758 кг.
У Владимирских кобыл рост 163 см, косая длина – 170 см, обхват груди – 198 см, обхват пясти – 23,5 см. Вес 685 кг.
Голова длинная, с немного выпуклым профилем, больших размеров. Шея хорошо обмускулена, длинная, с высоким выходом. Высокая холка. Грудь широкая, но может быть недостаточно глубокой. Лопатка с хорошим наклоном. Длинное, чуть прямоватое плечо. Спина широкая, иногда может быть немного мягкой. Поясница короткая. Круп длинный, немного свислый. Может быть также с нормальным наклоном. В рабочей кондиции круп должен быть раздвоен. Достигается это не излишним кормлением, а накачиванием мышц в процессе работы. Ноги длинные, сухие. Из-за густых щеток может наблюдаться склонность к мокрецам (грибковое заболевание под путовым суставом).
Лошади энергичные, но с устойчивой нервной системой. Движения свободные, размашистые.
Применение
Благодаря своей универсальности Владимирский тяжеловоз годится практически во все сферы деятельности для любителя. А спокойный характер позволяет одного и того же коня использовать и под седлом, и в упряжке. Они даже способны изобразить настоящих рыцарских коней на реконструкторских играх. На фото лошадь породы Владимирский тяжеловоз прыгает невысокое препятствие.
Предварительно проборонив грунт.
И он же изображает средневекового боевого коня.
А на видео результат самостоятельной заездки владельцем трехлетнего Владимирского тяжеловоза в сани. На видео хорошо видно, насколько покладисты эти гиганты.
В России, пожалуй, это сегодня единственная порода тяжелоупряжных лошадей, которая не стоит на грани исчезновения. Особенной популярностью пользуются Владимирцы в северных регионах страны, где люди издавна любят мощных тягловых коней. Владимирцев охотно покупают также и любители конных прогулок по полям. Благодаря спокойному характеру и крепкой нервной системе Владимирский тяжеловоз является надежной лошадью для поездок в леса и поля.
Владимирский тяжеловоз – порода лошади
Чтобы перевозить тяжелые грузы, была выведена едва ли не самая массивная порода лошадей, получившая название – тяжелоупряжная, а в просторечье именуемая «тяжеловоз». По задумке селекционеров, владимирская тяжеловозная порода лошадей должна была усовершенствовать другие виды, однако ее качества оказались настолько уникальными, что она заняла свою нишу и в ряду пород, и в практическом применении. В крестьянском хозяйстве тяжеловоз пришелся весьма «ко двору».
Исторические факты
Владимирских тяжеловозов вывели во Владимирской и Ивановской областях, что находятся к северо-востоку от столицы Российской Федерации, выводили животных на основе клейдесдалей. Желая добиться в итоге отличного качества тяжелой и рабочей лошади, из Великобритании и Франции завезли специальным образом для процесса скрещивания с местными кобылами, жеребцов разной породы.
Аграрная промышленность начала ХХ века своей продуктивностью во многом обязана именно этой породе. До «железного коня, пришедшего на смену крестьянской лошадке», тяжелоупряжная была незаменима везде, где требовалась сила для перевозки тяжелых грузов. Хотя в дальнейшем, тотальное внедрение промышленных технологий и машин подвинуло тяжеловоза с его привычного лидерства в грузоперевозках, все же он повсеместно остается довольно востребованным по своему прямому назначению.
Самое огромное влияние на возможность выведения новых владимирцев, оказали клейдесдали Глен Альбин, Лорд Джеймс и Бордер Бранд. В итоге процесса по скрещиванию возникла довольно-таки пригодная порода лошадок. Уже в 1946 году, породу лошади владимирского тяжеловоза, стали считать настоящей породой. Основным преимуществом владимирских тяжеловозов является факт раннего взросления жеребцов. Ведь уже к трем годам эти красавцы, целиком и полностью готовы к процессу размножения.
Разведение
И они довольно-таки плодовиты, а так же способны отличным образом вести свою главную работу. Однако есть и то, что считается недостатком прекрасной породы. И это, именно невероятно длинная спина, коей обладают некоторые лошади. Она ничуть не оказывает положительного влияния на увеличение силы. К тому же, плоская грудная клетка с боков, что в противоположность хорошей крутореброй, способной обеспечить работу легких, что была бы с максимальным уровнем отдачи.
Владимирский тяжеловоз
Характеристика
Лошадь владимирский тяжеловоз представляет собою наиболее крупную породу из всех существующих Российских тяжеловозов. Интересно, что вес жеребцов составляет приблизительно 758 кг. И в обхвате груди они достигают целых 207 сантиметров! Кобылы не так уж сильно отличаются собственными параметрами. Обхват груди равняется 196 см, а вот вес их – 685 кг. Самой распространенной является именно гнедая масть. Но могут быть так же, рыжими либо вороными.
А еще они бывают с белоснежными отметинами на голове и ногах. Представители владимирских тяжеловозов обладают горбатым профилем, длиннющей крупной головой, длинной и мускулистой шеей, ярко выраженной холкой, длинной и широкой спиной, широкой грудью, длинным и наклонным крупом, а так же длинными ногами. В 1952 году имели честь быть зарегистрированными еще две иных породы русских тяжеловозов. Одну из них вывели примерно сто лет назад на основе арденов.
А вот вторая, была выведенной на основе местных кобыл и брабансонов. Две породы лошади данные отличает их удивительное долголетие и скорый темп роста. Их ранее называли русскими арденами (то есть схожими, с одними из самых лучших тяжеловозов в мире).
Внешний вид
Основная особенность владимирской, как породы, — это ее довольно большие габариты. Вес этой лошади около 900, но может достигать и 1200 кг. Высота в холке (рост) достигает 175 см. Обхват грудной клетки – около 2 метров. Пясть, как для тяжеловоза длинная, до 30 см.
Массивный череп выпуклого профиля, длинная, полная шея. Широкое туловище с косыми лопатками и развитыми длинными ногами снабжен великолепной мускулатурой, явственно выделяющейся на спине и крупе лошади.
Среди преобладающего гнедого и рыжего окраса, попадаются тяжеловозы бурой и вороной масти. Внизу ног внешний вид этой породы подчеркнут широкими белыми «чулочками».
Достоинства
Среди заводчиков тяжеловозов Владимирская порода лошади очень ценится и считается весьма престижной для разведения. Основное преимущество этой породы, конечно же, в силе, о чем красноречиво говорит его внушительный экстерьер. Однако достоинства гиганта не ограничиваются лишь этим.
Хорошие физические данные
Вобрав в себя лучшие параметры других пород, Владимирская тяжелоупряжная являет собой сочетание усердия и энергичности с изысканностью и грациозностью. Универсальной эту породу делает огромная физическая мощь наряду с красотой хода, достойной элитных скакунов.
Недостатки
Наряду с плюсами, конечно же, не без минусов. Основные из которых – мягкая спина неглубокого корпуса и плоские ребра, что не сместит эту породу, наряду с Суффолькским и Шайром, с мирового лидерства по физическим кондициям.
Учитывая размеры, Владимирский тяжеловоз должен был бы иметь такие недостатки, как небольшую скорость и неповоротливость. Но преодоление за пять минут, с нагрузкой в 1500 кг двух километров, говорит об обратном.
Конечно, владимирская тяжелоупряжная порода лошадей не сможет конкурировать по скорости с чистокровной Английской или Ахалтекинцем, но совокупность всех ее качеств делает эту породу гораздо достойней.
Характер
На примере Владимирской породы коня можно сказать, что по внешнему облику лошади не стоит судить о ее нраве. Внушительный и грозный вид никак не отображает спокойный, покладистый характер что кобыл, что меринов. Обычно не возникает трудностей ни в общении с хозяином, ни в запряжке, кроме случаев плохого обращения человека с лошадью.
Большим плюсом породы лошади является быстрая адаптация к среде проживания и рабочим условиям. В силу энергичности породы, молодняк иногда может показывать норов, не слушая хозяина, но доброе отношение и ласка поправят дело. Подружившись, лошадь проявит себя, как добрый и преданный работяга.
Покладистый характер
Особенности
Время года и капризы погоды никак не влияют на отношение «Владимирца» к работе. Он будет одинаково усерден и в снег, и в дождь, и в жаркий полдень.
Такой уникальный вид коня закономерно используют для селекции, в результате которой Владимирский тяжеловоз стал прародителем других пород тяжелоупряжных лошадей. Он передал им свои лучшие качества – огромный рост с горой мышц, неустанность и усердие в работе, большую физическую силу наряду с энергичностью. Селекционеры задумываются о выведении на основе Владимирской – идеальной лошади, которая воплотила бы в себе лучшее от всех пород чистокровных лошадей.
В наше время физические и психологические особенности «Владимирца» привлекают эту лошадь в самые разнообразные сферы деятельности. Сила, уверенность, проворство позволяют использовать его даже в охоте.
Правила содержания
Основной пункт содержания лошади всякой породы – ежедневный уход за ней. Это подразумевает правильное кормление, чистку, отдых. И для каждой породы – свои особенности ухода.
Тяжеловоз, учитывая его физические кондиции и объем работы, для которой он создан, особенно остро нуждается в зерне и витаминах, как дополнении к основе его меню – свежей и сушеной траве. Чтобы не навредить желудку, с зерновыми нужно быть умеренным, но и здесь владимирская тяжелоупряжная порода лошадей вынуждена потреблять в полтора раза больше зерна, чем иные породы. Также и с витаминами, которые во избежание заболевания лошади, поддерживают крепкий иммунитет и нужное количество необходимых веществ в организме. Чистый воздух в большом количестве – еще один немаловажный аспект ухода за тяжеловозом и составляющая его плодотворного труда.
А труд – его главная ипостась, поэтому «Владимирец» чаще, чем другие, должен осматриваться медиком. Не реже пяти раз на год.
Что касается водных процедур, то зима — это время, когда мойка – табу. Лошадь нужно тщательно чистить. Летом же, после работы, умеренный «душ» нехолодной водой просто необходим. Красота, сила, многогранность и уравновешенность – то, что выделяет из ряда пород владимирскую тяжелоупряжную.
Владимирский тяжеловоз
Впервые лошади породы Владимирский тяжеловоз появились в России в 1886 году. Сильные лошади тяжеловозы издавна ценились на Руси.
И именно во Владимирской области начали проводить скрещивание закупленных в Англии тяжеловозов — арденов, брабансонов и клейдесдалей с местной, пусть и мелкой, но выносливой породой лошадки.
В результате была выведена, ценная порода — владимирский тяжеловоз — достояние и гордость России.
Отличительные черты
Рассматривая на фото эту крепкую и красивую породу лошади, невольно вспоминается Илья Муромец верхом на богатырском коне, изображенный на бессмертном полотне Васнецова. У этого богатырского коня сразу видна мощь и сила владимирской тяжеловозной породы. Высоко посаженная массивная голова, выпуклый выразительный профиль носа, обрамленная волнистой гривой дугообразная плотная шея, ниспадающий до земли густой хвост, а на огромном корпусе переливается лоснящаяся шкура.
Отменная мускулатура четко прослеживается во всем строении крупа, особенно в длинных развитых конечностях украшенных белыми щеточками. Владимирец отличается крупной массой до 1200 кг, вес кобылы достигает 700 кг, а рост, взрослых самцов до 170-175 см. По росту и силе владимирец превосходит других представителей тяжеловозов и уступает только шайрам и советскому тяжелоупряжцу. Но скорость и выносливость в данной весовой категории выше, чем у других. В основном масть у коня гнедая с белыми отметками на голове и конечностях, но окрас варьируется от гнедых, бурых до рыжих и вороных. Длинная шерсть белого окраса трети конечности в нижней части ноги отличается по густоте и не всегда присутствует. Породистая лошадь владимирский тяжеловоз не имеет на животе пятна белого цвета.
В этой селекции превосходно сочетаются замечательный внешний вид, характеристики и качества. Наряду с покладистым характером у владимирского тяжеловозного коня трудолюбие и работоспособность. В частных и фермерских хозяйствах давно оценили не дюжую выносливость животного и используют его тягловую силу при перемещении грузов, людей и вспахивании земли. Владимирец считается самым престижным представителем среди разводимых тяжеловозов.
Достоинства породы
Владимирская тяжеловозная порода лошадей считается самой ценной и престижной среди тяжеловесов. Достаточно посмотреть на могучего скакуна и сразу ощущаешь его большую силу и мощь.
- Сочетание усердия и крепкой конституции позволяет выполнять тяжелую работу, непосильную людям.
- Уникальное соединение природных параметров замечательных качеств и характеристик: энергичности, выносливости, силы, природного усердия, красоты хода, врожденного трудолюбия, нарядного окраса.
- Гармония и уникальное совмещение наилучших параметров, которые есть только у редкой и элитной селекции.
- Впечатляет грациозность и изысканность, которая отсутствует у крупных видов.
- Удачное сочетание внешних данных и покладистого нрава делает данный вид универсальным.
Важной особенностью характера является то, что он не сопротивляется и послушно выполняет любую необходимую работу. Не боится трудиться в сильный дождь и очень жаркую погоду. Отличительной чертой, безусловно, будет не восприимчивость, в разумных пределах, к негативным внешним факторам. Идеально подходит в отношении селекции и скрещивания и выведения других востребованных видов, поскольку обладает перспективной генетикой. Это замечательное животное за долгие годы адаптировалось и продолжает приспосабливаться к современным требованиям, которые постоянно усложняются. При правильном уходе и умелом развитии владимирский тяжеловоз способен выполнять различные возложенные на него функции.
Недостатки
Каждому представителю животного мира присущи свои недостатки и изъяны.
- Даже то, что эти представители обладают неглубоким корпусом и несколько мягкой спиной не мешают владимирцу обладать лучшей физической формой среди своего подвида.
- Слегка приплюснутые ребра не серьезный изъян и способствуют лучшей гибкости и подвижности животного.
- Строение тела и физиологические особенности не позволяют двигаться слишком быстро, как, к примеру, резвым скакунам.
Но это и не обязательно, поскольку к представителям данной селекции предъявляются другие требования и подвижность среднего уровня, как раз соответствует его параметрам и индивидуальным особенностям.
Характер владимирских тяжеловозов
Про такую лошадь можно сказать, что внешность обманчива, ведь ее мощный и несколько настораживающий вид абсолютная противоположность характеру животного. Не стоит делать вывод на основании крупного размера и несколько угрожающего вида тягача, поскольку его прекрасный нрав является этому полной противоположностью. В подавляющем большинстве случаев и мерин, и кобыла обладают достаточно уравновешенным нравом. Молодые энергичные жеребцы иногда бывают, не послушны, строптивы, но очень быстро успокаиваются и от былого нрава не остается даже следа. Не нужно искать необычный подход, чтобы приучить их к выполнению работ разной сложности.
При хорошем, заботливом хозяине владимирский тяжеловоз быстро привыкает к новым условиям и спокойно выполняет команды.
В целом он покладистый и упряжке поддается легко, проблемы могут возникнуть при небрежном и негативном отношении хозяина к своему домашнему питомцу. Особи этого вида любят чуткое, ласковое отношение к себе и взаимно отвечают хозяину послушанием.
Чтобы животное выполняло многообразные команды, и функции необходимо с самого начала дать ему правильное развитие и воспитание.
В целом питомец отличается неприхотливостью, он выносливый, терпеливый и очень верный помощник.
Где используют и как содержать?
Правильное содержание включает в себя каждодневный уход. Для хорошего здоровья и самочувствия тяжелоупряжца обеспечивают поступление в месте содержания необходимого количества чистого воздуха.
В зимнее время лошадь категорически нельзя мыть, а только чистить.
Учитывая значительный объем нагрузок и работы, которую выполняет тягач, необходимо правильное и своевременное кормление. В полноценное меню входит зерно, витамины, свежая и сушеная трава. Это животное потребляет корм в полтора раза больше представителей других пород. Витамины укрепляют иммунитет и укрепляют животное.
Печально, что поголовье владимирских тяжеловозов, как и большинства отечественных скакунов значительно сократилась за последние двадцать лет. Но радует то, что на Монастырском и Гаврилово-Посадском конных заводах проводят работы по селекции и разведению ценных пород. Здесь можно самостоятельно или с помощью заводчиков выбрать и приобрести владимирского красавца или выведенной от него помеси. Руководствуясь главным методом чистопородного разведения, заводчики применяют близкородственное скрещивание наилучших представителей вида и разделение их по линиям.
Работа на частном подворье, перемещение груза, поездки по пересеченной местности, путешествия, соревнования — вот неполный список, с чем справится русский тягач. Даже ребенок управится с добродушным животным. Если вам необходим надежный помощник в хозяйстве, который не подведет, не загрязняет воздух, не нуждается в затратах топлива и к тому же удобряет землю, то владимирский тяжеловоз будет лучшим выбором.
Порода лошадей – Владимирский тяжеловоз: особенности, уход, содержание и разведение
Владимирский тяжеловоз — это порода лошадей, выведенных для перевозки тяжелых грузов. Применяют это животное как тягловую силу в деревнях и селах, а также используют его в мелких и крупных фермерских хозяйствах. Для такой лошади присуща сила, красота, энергичность, трудолюбие и покладистый характер.
История происхождения владимирского тяжеловоза
Выносливыми и сильными конями всегда славилась Владимирская область, которая поставляла животных в крупные города. И именно в этой области, в Гавриловом Посаде, находился конный завод, где селекционеры задались целью создать тяжелоупряжную породу местного производства.
Поскольку своих особей этой категории не было, пришлось закупить будущих родителей за границей. Из Франции были привезены першероны, из Англии поставили суффолских лошадей, из Бельгии — арденовских. Позднее активно в работах по селекции стали использовать завезенных из Шотландии клейдесдалей и шайров из Англии.
Перед специалистами стояла задача вывести мощную и красивую породу, гены должны были передаться от импортных родителей, но с другой стороны — новые представители должны быть сильными, выносливыми и легко приспосабливаться к различным условиям.
Только в 1936 году, когда принялись системно изучать различные помеси, был выявлен Владимирский тяжеловоз. Потребовалось еще 10 лет, чтобы довести его до ума и зарегистрировать официально в качестве новой породы. Так, в 1946 году в реестре появился Владимирский тяжеловоз.
Особенности
Время года и капризы погоды никак не влияют на отношение «Владимирца» к работе. Он будет одинаково усерден и в снег, и в дождь, и в жаркий полдень.
Такой уникальный вид коня закономерно используют для селекции, в результате которой Владимирский тяжеловоз стал прародителем других пород тяжелоупряжных лошадей. Он передал им свои лучшие качества – огромный рост с горой мышц, неустанность и усердие в работе, большую физическую силу наряду с энергичностью. Селекционеры задумываются о выведении на основе Владимирской – идеальной лошади, которая воплотила бы в себе лучшее от всех пород чистокровных лошадей.
В наше время физические и психологические особенности «Владимирца» привлекают эту лошадь в самые разнообразные сферы деятельности. Сила, уверенность, проворство позволяют использовать его даже в охоте.
Характеристика
Это один из самых крупных тяжеловозов в России. При первом знакомстве с ним поражают его габариты. Рост лошади может достигать 175 см — это высота в холке, а максимальный вес доходит до 1200 кг. Самцы крупнее самок. Жеребец в среднем весит около 760 кг, а обхват груди у него равняется 207 см. Кобыла соответственно весит около 690 кг, а обхват груди не дотягивает до 2 метров и составляет 196 см.
Пясть для тяжеловоза довольная длинная, она может достигать 30 см, в обхват — 23,5 см. По толщине пясти опытные коневоды судят о развитие костяка и крепости конституции.
Если говорить о масти, то львиная доля приходится на гнедую и рыжую, реже встречаются вороные и бурые лошади.
Фото:
В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение.
Для них характерны следующие признаки:
- короткая мускулистая шея;
- спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
- сухие, крепкие ноги;
- широкий круп;
- средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
- высота от 1,6 до 2,0 м.
Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.
Некоторые породы даже способны преодолевать препятствия в прыжке – таким навыком обладает ирландский тяжеловоз, довольно лёгкий, но сильный.
Внешний вид
Этого исполина трудно перепутать с другими породами. Высокий коренастый красавец с густой гривой и хвостом сразу же приковывает к себе взгляд.
Голова животного крупная, череп массивный, если рассматривать его профиль, то будет заметна горбоносость. Длинная, полная шея с ярко выраженным затылком, сильная и косая лопатка. Широкая грудь. Плечи животного мускулистые, спина длинная и широкая, круп — задняя часть туловища, немного опущена вниз. Копыта широкие, рог твердый и прочный.
Нижняя часть ног «одета» в белые «носочки» с пышной оброслостью. Шерсть очень густая, короткая, и придает животному сходство с громадной плюшевой игрушкой. Часто на голове и животе у животного можно увидеть белые пятна.
Достоинства породы
Среди основных достоинств породы выделяют:
- Универсальность — лошадей используют не только по их прямому назначению — перетаскиванию тяжестей, работе на земле, но благодаря их грациозности они прекрасно подходят для верховой езды и спортивных состязаний.
- Они отличаются максимальной выносливостью и силой.
- Рабочий стаж у лошадей составляет 20 лет и более.
- Работоспособность животных не зависит от неблагоприятных погодных условий, и ее показатель очень высокий. Она будет работать и в жару, и в ливень, и в холод.
- Покладистый и спокойный нрав, быстро адаптируется к работе и новому месту жительства.
- Ранее половое созревание, большая плодовитость.
- Это престижная и ценная порода для разведения — она подходит для селекционеров, так как на ее основе можно выводить новые породы, которые будут пользоваться спросом у коневодов.
Образ жизни в природе
Для того чтобы поближе познакомиться с лошадью породы Владимирский тяжеловоз, нужно в деталях знать, каким характером и нравом обладает животное, какие мероприятия требует по уходу и содержанию, чем питается и чему отдает предпочтение.
Характер
Универсальность лошади такой породы заключается в том, что ее могут использовать не только для транспортировки тяжелого груза, но и в качестве верховой лошади под седло. Это возможно благодаря энергичности животного и в то же время его добродушия и дружелюбного настроя к человеку. Лошадь может прекрасно чувствовать себя в городской среде, проявляя равнодушие, уравновешенность, спокойствие перед суетой, а также абсолютную неприхотливость. Лошадь прекрасно идет на контакт с детьми, признает и подчиняется поводу. Поэтому ее часто применяют в туризме для поездок верхом.
Размножение
Владимирский тяжеловоз отличается хорошим показателем плодовитости и скороспелости, так как уже трехлетний жеребец может давать новое потомство. Разводятся лошади только путем слияния чистокровных особей с допущением инбридинга. Правильный уход и скрещивание владимирской кобылы дает 80% успешного получения потомства.
Недостатки
Недостатки у владимирского тяжеловоза также имеются, но их значительно меньше:
- Длинная и мягкая спина вкупе с плоскими ребрами проигрывает по физическим кондициям суффолским представителям. Казалось, эти «минусы» строения делают лошадь неповоротливой и не дают ей разбежаться, но на практике доказано обратное, конь с грузом в 1500 кг за 5 минут преодолевает расстояние равное 2 км.
- Низкая скорость передвижения из-за большого веса, если сравнивать его с другими тяжелоупряжными породами.
Фотогаллерея
Тройка владимирский тяжеловоз
Красивый владимирский тяжеловоз
Владимирский тяжеловоз мордашка
Оседлала владимирского тяжеловоза
Содержание
Одной из причин, почему в Российской империи потребовалось выведение собственных тяжеловозов, а не закупка импортных лошадей, это необходимость приспособить коней к минимальным простым условиям и низкокачественной кормовой базе. Что и было сделано. Однако для Владимирского тяжеловоза все-таки стоит соблюдать сбалансированный состав и нормы питания и предоставить более-менее комфортное содержание, чтобы животное оставалось здоровым и сохраняло «рабочую» форму.
Лошади могут жить в деннике — изолированном помещении или стойле. При содержании животного в деннике, оно может страдать без общения с другими собратьями. В результате лошадь становится агрессивной, отказывается от еды.
В стойле с общением проблем не бывает, но в нем затруднительна уборка и зимнее содержание. При низких температурах проветривание стойла ограничено, поэтому в холодное время часто лошади подвержены заболеваниям, связанными с застоявшимся воздухом. К тому же заболевшая лошадь может стать источником распространения болезни и заразить других животных. Для того чтобы снизить вероятность появления заболеваний, помещение необходимо дезинфицировать еженедельно.
На каком бы вы варианте содержания ни остановились, высота потолков должна быть 3 метра — это позволяет лучше вентилироваться воздуху. Вентиляция в конюшне необходима, но она не должна создавать сквозняков. Оптимальным вариантом станет установление форточек под крышей.
Большую часть дня конюшня должна освещаться солнечными лучами, темнота сказывается негативно на зрении лошади. Окна делают большие, чтобы свет в большом количестве проникал в помещение.
Пол делают деревянный или из бетона. Более долговечным является последний вариант, для отведения лишней жидкости в нем делают сточные канавы. Для настила используют опилки или солому.
В зимнее время в конюшне поддерживают температуру +8…+11 °C, минимальная — 3 °C тепла. Выше поднимать нецелесообразно, поскольку резкий перепад температур на улице и в конюшне приводит к заболеваемости животных. В теплое время года помещение проветривают и регулярно чистят от навоза. При жаркой погоде окна занавешивают тканью, чтобы сдержать рост температуры, перегрев очень опасен для лошадей.
Уход и кормление
Появление в конюшне Владимирского тяжеловоза не потребует никаких дополнительных затрат как в физическом, так и в финансовом плане. Как и любой лошади, ему требуется регулярный ежедневный уход:
- Тяжеловоз создан для тяжелой работы, поэтому в режиме у него должны быть физические нагрузки. Если животное используется по назначению, то осмотры у ветеринара должны стать постоянными, не менее 5 раз в год. Прогулка на свежем воздухе также обязательный пункт в уходе.
- В конце дня при теплой погоде коня купают, обдают его теплой водой из ведра или шланга. В холодный период разрешена только сухая чистка, на водные процедуры накладывается табу.
- Хвост и гриву ежедневно вычесывают пластиковой расческой, чтобы волосы сильно не путались их обрабатывают специальными спреями.
- Обязателен уход за копытами. Их необходимо чистить, регулярно проверять на наличие трещин, травм и дерматита. При обнаружении какого-либо повреждения своевременно обращаются к ветеринару и начинают лечение.
- Осмотр зубов не менее важная процедура. Заболевания ротовой полости сильно влияют на общее самочувствие животного.
- Рацион лошади должен быть сбалансированным, полноценным и разнообразным. Кормят их 3 раза в день. Лошадь, которая работает целый день, кормят через каждые 2 часа. Трава и сено — это само собой, но тяжеловозу требуется много энергии для физической работы. Ее поставщиком является зерно, но закармливать им тоже нельзя, так как у животного начнутся проблемы с желудком. Норму витаминов также увеличивают по сравнению с другими породами. Для восполнения витаминов и минералов в организме животного, ему дают свежие овощи и фрукты. Соль — важный продукт, который дают каждой особи ежедневно.
- В свободном доступе у животного должно быть сено и вода. В сутки лошадь выпивает 80 литров чистой воды. В зимний период, когда в рационе в основном сухие корма, объем потребляемой жидкости увеличивается.
- Поскольку у животного постоянно выделяется желудочный сок, то оно должно постоянно что-нибудь жевать. Сено должно постоянно присутствовать в кормушке, иначе могут возникнуть серьезные проблемы с пищеварительной системой.
Сфера деятельности
Как упоминалось ранее, изначальное назначение животных – это перевозка тяжелых и крупногабаритных грузов, а также аграрные работы. Однако времена изменились, и сегодня Владимирский тяжеловоз используется для более широкого круга задач и участвует во многих сферах жизни человека.
Так, например, одной из последних тенденций спортивного мира являются спортивные соревнования с участием специально обученных и подготовленных владимирских троек. Такие конкурсы нередко проходят на праздники. Тяжеловесов можно увидеть на ипподромах или даже в конюшнях, которые находятся в частной собственности.
Сервисы и компании, которые занимаются организацией и проведением конных прогулок, также отдают свое предпочтение Владимирским тяжеловозам. Проявляют интерес к данной породе и опытные охотники с большим стажем.
Перспективы разведения Владимирской породы
Время тяжеловозов прошло, машины заменили лошадей, в деревнях редко кто держит этого исполина для работы. На сегодняшний день поголовье породы значительно снижается и можно говорить об угрозе исчезновения этого красавца. Хотя селекционеры до сих пор и работают с ним, но маточное поголовье не насчитывает даже сотни голов.
Но перспектива у Владимирского тяжеловоза все-таки имеется хорошая. Великолепный внешний вид, спокойный и покладистый нрав подходит для туризма, конных состязаний и спортивной охоты.
Спрос и предложение на эту породу есть. Цена за жеребца может доходить до 500 тыс. рублей. В среднем же стоимость колеблется от 200 до 250 тыс. рублей за годовалого жеребца. Цена зависит от региона происхождения, родословной, возраста, пола, вакцинации животного. Жеребец Владимирского тяжеловоза обычно стоит дороже кобылы.
Характер
На примере Владимирской породы коня можно сказать, что по внешнему облику лошади не стоит судить о ее нраве. Внушительный и грозный вид никак не отображает спокойный, покладистый характер что кобыл, что меринов. Обычно не возникает трудностей ни в общении с хозяином, ни в запряжке, кроме случаев плохого обращения человека с лошадью.
Большим плюсом породы лошади является быстрая адаптация к среде проживания и рабочим условиям. В силу энергичности породы, молодняк иногда может показывать норов, не слушая хозяина, но доброе отношение и ласка поправят дело. Подружившись, лошадь проявит себя, как добрый и преданный работяга.
Покладистый характер
Интересные факты о лошади
Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:
- предки тяжеловоза — рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
- самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
- эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
- стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
- выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.
Итак, Владимирский тяжеловоз — эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.