Лошади тяжеловозы
Лошади тяжеловозы, какие они?
Лошади использовались человеком с незапамятных времен. Без них нельзя было преодолеть большие расстояния, вспахать поле, перевести грузы. Сегодня лошадей редко используют на таких работах, но новые породы продолжают создаваться. Мы в восхищении замираем при виде табуна лошадей. И поражают нас не только красавцы-рысаки, грациозные и изящные, но и лошади тяжеловозы. Эти добродушные животные не требуют особых условий содержания, они выносливы и сильны и отличаются особой статью.
Породы отечественной селекции
В России породы лошадей тяжеловозов начали создавать поздно – только в советское время. Техники было немного, и существовала потребность в массивных упряжных конях для тяжелых работ. В сельском хозяйстве они были незаменимы, их использовали в качестве тягловой силы. Грузовая лошадь ценилась как никогда.
Дорого стоила покупка коней за рубежом. Кроме того, завезенные животные часто погибали: привыкнуть к климатическим условиям, плохому содержанию и некачественным кормам оказалось не просто. А нужны были рабочие лошади, способные выдерживать тяжелые условия.
Владимирский тяжеловоз
Первым стал владимирский тяжеловоз, выведенный укрупнением российских пород иностранными тяжеловесами. Официально владимирская порода признана после ВОВ, хотя служить людям она начала значительно раньше.
Владимирский тяжеловоз
В родословной этих лошадей присутствуют известные прародители, в крови смешались гены разных пород. Владимирский тяжеловоз характеризуется:
- Большой головой с выпуклым профилем;
- Мускулистым и суховатым телосложением;
- Широким крупом;
- Удлиненной шерстью на ногах;
- Гнедым окрасом.
Лошади владимирской породы характеризуются трудолюбием и жизненной энергией. Они отличаются скороспелостью и плодовитостью. Жеребцов выделяет богатырская мощь, внешняя привлекательность, широкий аллюр. Это настоящий конь тягач. Поэтому владимирский тяжеловоз до сих пор относится к известным и сохранившимся породам.
Владимирский тяжеловоз
Владимирские тяжеловозы превышают советских в отношении: вес – скорость движения – выносливость. Без груза владимирский тяжеловоз напоминает рысака, он может пробежать рысью 1600м за 3 мин. С грузом 1,5т эта порода способна преодолеть расстояние в 2км за 5 мин.
Русская порода
Русская порода лошадей
Русская порода получена при скрещивании привозных, иностранных животных. Учитывая тяжелые послевоенные условия и нехватку кормов, другой климат, русские тяжеловозы оказались подвижными и выносливыми. Они отличалась гармоничной пропорцией и прекрасными формами. Порода получена при скрещивании упряжных лошадей с мелкими тяжеловесами из Бельгии. Лошади русских тяжеловозов имеют следующие черты:
- Сухое и крепкое телосложение, приземистость;
- Рыжий окрас;
- Развитая грудь и широкая холка;
- Голова легкая и сухая на длинной, изогнутой шее;
- Грива и хвост густые.
Несмотря на небольшой рост (до 150см) порода сильная и выносливая. Отличаются уравновешенностью, которая сочетается с энергичностью. Используются в сельском хозяйстве. Нетребовательны к кормам и условиям содержания.
Советский тяжеловоз
Самая молодая порода отечественной селекции – советский тяжеловоз, характеризующийся мощными габаритами и высокой молочностью. Постепенный отбор и скрещивание с западноевропейскими формами помогли племенным хозяйствам вывести лошадь, название которого связано с советскими временами.
Советская порода лошадей
Основу породы составили знаменитые бельгийские тяжелоупряжные лошади. Она имеет следующие черты:
- Крепким телосложением;
- Окрас рыжий или гнедой;
- Широкое и мускулистое тело с мощной грудью;
- Ровную и широкую спину;
- Умеренным обрастанием гривы, щетки и хвоста;
- Ровный профиль головы.
Жеребцы советских тяжеловозов характеризуются крупными размерами. Это огромные лошади, вес которых достигает тонны. Кобыла весит 650 кг. Для них характерна скороспелость и плодовитость.
Кабыла советской породы достигает 650 кг
Советский тяжеловоз уравновешен и имеет спокойный нрав, быстро двигается. Характеризуются небольшой косолапостью, что не встречается у других пород. Примерно 3 года они служат людям (сельскохозяйственные работы), затем чаще всего их используют в качестве производителей.
Рекомендуемый срок использования советских пород в сельскохозяйственных работах — 3 года
Соревнования лошадей с участием этих пород, в том числе и советского тяжеловоза, стали проводится еще во времена СССР. Оценивали скорость доставки грузов шагом и рысью, выносливость и силу тяги лошади. Сегодня такие соревнования проводятся за рубежом. Но в оценку породы включают и другие показатели, например, экстерьер и конституцию, характер и контакт с человеком.
Породы иностранной селекции
Тяжеловесы в странах Европы использовались с незапамятных времен. Их чтут, ими гордятся, и история их разведения началась задолго до того, как стали официально признаваться породы. Они разошлись по всему миру, и их кровь используется для выведения новых пород и закрепления положительных качеств уже существующих. Некоторые из давно выведенных пород популярны и в наше время.
Першерон
Першерон – порода, которую французы получили при скрещивании арабских скакунов с местными представителями лошадей. Результатом стали прекрасные и трудолюбивые кони, которых характеризует:
- Серый, иногда вороной окрас,
- Телосложение сухое и крупное,
- Крепкие ноги,
- Удлиненная спина и мощный круп,
- Длинная шея и пышная грива,
- Высота 1,7м в холке.
Красивый конь по характеру добр и послушен. Отличается огромной силой и энергией.
Шайры
Лошадь породы Шайр
Шайры стали предками Брабансонов, которых завезли в Англию еще в 12 веке. Это одна из самых древних тяжелоупряжных пород. Вначале ее использовали исключительно как военную, а когда войны закончились, стали применять в мирных целях на полях Англии. Они отличаются могучими и величавыми формами. Породу видоизменили по приказу короля Англии, которому требовались кони высотой более 1,5м. Они обладают:
- Огромным весом до 1-1,2т,
- Большой высотой – 1,78м,
- Мощной и глубокой грудью,
- Пышными фризами от скакательных суставов,
- Вороным или гнедым окрасом с пятнами на разных участках тела.
Брабасоны
Брабасоны также относятся к древней породе лошадей, которые стали родоначальниками современных разновидностей.
Лошадь породы Брабасон
Характеризуются гармоничными и пропорциональными формами, которые сохранились на протяжении веков. Порода представлена рыжими и гнедыми окрасами.
Кобыла и жеребенок породы Брабасон
Лошади быстро созревают, легко привыкают к новому содержанию, нетребовательны к кормам. Весом и высотой они мало отличаются от шайров. Экстерьер дополняют развитые мышцы и сухая конституция. А учитывая покладистый характер и отличную работоспособность, говорить об их популярности не приходится.
Назначение тяжеловозов
Лошади тяжеловозы создавались с целью тяжелой работы на полях или в упряжке. Эти рабочие лошади — сильные и выносливые, они использовались в качестве тяжеловозного транспорта, перевозя грузы на большие расстояния, передвигаясь ровной рысью.
Работа на лошади в поле
Времена изменились, и грузы перевозятся на транспорте и рабочая лошадь тяжеловоз стала не нужна. Но эти сильные и статные животные не утратили былой популярности, хотя и востребованы не так, как раньше. Их используют:
- В сельской местности для перевозки грузов, для получения молока и мяса;
- В городских условиях идет активное восстановление пород: они нашли применение в спорте, шоу и туристическом бизнесе;
- Исторические места Европы прекрасно дополняют лошади тяжеловозы. Они создают особый колорит, привлекая туристов.
Особенности разведения
Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.
У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.
Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.
Видео: тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей
Крупные и добрые кони достойны того, чтобы их сохранили и приумножили. Это красивые и гордые животные должны занять свое место в современном мире. Поэтому работу по их разведению не останавливает сложная обстановка в стране или финансовые трудности.
Описание породы лошадей владимирский тяжеловоз, содержание и разведение
Для перевозки грузов крестьянам нужны были сильные и выносливые кони. Среди таких можно выделить породу лошадей владимирский тяжеловоз, которая распространилась по всей России, заслужив признание у людей, занимающихся сельским хозяйством. Практическое применение лошади, ее уникальные качества сделали ее первым помощником крестьянина.
Историческая справка
Создание тяжелоупряжной лошади необходимо было на рубеже XIX и XX веков. Нельзя было развивать агропромышленное производство без выносливых, способных перевозить тяжелые грузы лошадок. Пришлось использовать для разведения собственной породы гены завезенных из Франции першеронов, английских шайров и шотландских клейдесдалей. Рабочие жеребцы клейдесдальской породы, обладавшие силой и быстрым шагом, чаще всего использовались для создания тяжеловозов.
Путем скрещивания с местными владимирскими кобылками получили нужную породу лошади. Но ушло на выведение чистопородных жеребцов несколько десятков лет.
Тяжеловозная лошадь была зарегистрирована в Государственном реестре только в 1946 году.
Описание и характеристика лошади владимирский тяжеловоз
Определить чистопородного жеребца можно по нескольким параметрам. Конь владимирский тяжеловоз имеет характеристики, которыми его наградили местные лошади при скрещивании с зарубежным генетическим материалом. Ценится порода за крупные габариты. Нигде не найти такого массивного и в то же время энергичного коня.
Темперамент лошади
Владимирского тяжеловоза относят к одним из самых миролюбивых и добродушных животных. Кони чувствуют себя комфортно среди городской суеты и в деревенском уединении. Уравновешенность и спокойствие являются отличительными чертами их нрава. Породистых лошадок используют для поездок с детьми, к которым они относятся дружелюбно, ласково. Ребенок может подойти к лошади, погладить ее, покормить. При этом тяжеловоз будет вести себя спокойно.
Сильные и выносливые кони способны выполнять любую тяжелую работу, не проявляя строптивости. Они быстро привыкают к командам, беспрекословно их выполняют.
Внешний вид
Поражает в породе владимирский тяжеловоз внешность особей, имеющих:
- высоту в холке от 170 сантиметров;
- ширину в груди до 2 метров;
- длину тела в 175 сантиметров;
- массу от 700 килограмм до 1 тонны;
- длинную мускулистую шею;
- крупную черепную коробку;
- правильно поставленные крепкие конечности.
У тяжелоупряжных лошадей густые грива и хвост, а шерсть гнедого или рыжего окраса, короткая. Характерной особенностью породы является наличие белых пушистых чулочек на ногах коней. Белые отметины встречаются на морде лошади, крупе, животе.
Продуктивные качества лошадок
В породе владимирских тяжелоупряжных лошадей воплотились лучшие качества этого вида домашних животных. Крепость костей передних и задних конечностей, широких копыт, мощь грудной клетки позволяют выполнять лошадям трудную работу. За 5 минут тяжеловоз может провезти 1,5 тонны груза на расстояние в 2 километра. При этом конь не чувствует усталости, энергичен.
Использовать лошадей можно и для верховой езды. Они выглядят грациозно, утонченно. Выносливые представители породы смогли преодолеть расстояние от Москвы до Владивостока.
Плюсы и минусы породы
Признаны во всем мире достоинства тяжелоупряжной владимирской лошадки. Животные сочетают в себе универсальные качества, связанные с:
- максимальной выносливостью, силой;
- спокойным, покладистым характером;
- высокой работоспособностью;
- длительностью эксплуатации особей.
Несмотря на крупные габариты, смотрится лошадь как красивая, изящная особь. При этом ход коня быстрый и легкий. Он может соперничать в беге со скаковыми породами. Из недостатков тяжеловоза выделяют то, что у него мягкая спина в результате неглубокого прогиба корпуса. Плоские ребра не дают лошади при работе максимально использовать легкие.
Содержание в домашних условиях
Качества лошадей улучшаются, если для них организованы соответствующие условия содержания. Коннозаводчики отдают предпочтение владимирским лошадкам, ценя в них универсальность, неприхотливость в уходе, способность адаптироваться к любым условиям существования.
Но комфортная жизнь, правильное питание делают домашних животных выносливее. При этом и служат они до 20 лет.
Конюшня
Строят помещения для лошадей в виде денника, где каждая особь имеет отдельную жилплощадь. Но минусом постройки является отсутствие общения с другими лошадьми. Стойла, где может размещаться все поголовье тяжеловозов, дают животным возможность общаться друг с другом. Но в общем помещении легко заразиться инфекцией, да и правила санитарии соблюдать труднее.
При устройстве конюшни соблюдают норму, оставляя для каждого коня 5 квадратных метров помещения. В содержании породы большую роль играет освещение денника, регулярное проветривание. Стены строят из дерева, а пол лучше бетонированный. Но должен быть сток для уборки лишней жидкости. Застилают пол опилками, прикрывая сверху соломой или сеном. Уборку проводят ежедневно, меняя настил. Температуру воздуха зимой поддерживают на уровне +8-10 градусов. В конюшнях должно быть место для кормления, где стоят кормушки и поилки. Емкости выбирают без острых углов.
Ухаживать за тяжеловозами надо регулярно. Сюда входят гигиенические процедуры, профилактические осмотры состояния копыт, шерсти, зубов. Раз в полгода нужно вызывать ветеринара, дабы он обследовал на предмет возникновения патологических проблем. В конюшне проводят ежедневные уборки, в которые включают:
- очистку помещения от навоза и вывоз его за территорию конюшни;
- отделение мокрой подстилки вилами и замену ее на чистую, сухую;
- чистку и мытье кормушек и поилок;
- присыпку пола сухими опилками.
Перед началом уборки конюшни животных выводят на чистый воздух. Помещение надо проветрить перед тем, как запустить туда лошадей. При этом не забывают о контроле температуры воздуха.
Гигиена
Здоровье тяжеловозной породы зависит от чистоты шерсти, копыт животного. Необходимо ежедневно расчесывать гриву коня, хвост. Используют для процедур специальную расческу, двигая по ходу роста волос. Поможет устранить спутанность сбрызгивание специальным спреем.
Ежедневно ноги лошадей моют теплой водой, а все туловище — 1 раз в 7 дней. Крючком вытаскивают из копыт застрявшие там камешки, грязь. Копыта осматривают, выявляя трещины, ранки, обрабатывая их мазью или дезинфицирующими растворами. Влияет на самочувствие любимца и состояние зубов. Их надо своевременно лечить.
Корм и вода
Для взрослых коней тяжеловозной владимирской породы нужно заготавливать и давать ежедневно овес (ведро), 15-18 килограмм сена, отрубей – до 2 килограмм, моркови — 5. В рационе породистых лошадей должны быть фрукты, овощи. В конюшне постоянно обновляются брикеты соли.
Питание организовывают 3 раза, а рабочим лошадкам – через каждые 2 часа. К сену животным доступ не закрывают. Постоянное жевание сухой травы способствует предотвращению развития язвы желудка. Нельзя оставлять тяжеловозов без воды. В поилки наливают чистую воду, чтобы перед кормлением кони могли вдоволь напиться.
Правила разведения породы
Коннозаводчики занимаются разведением тяжеловозной породы, чтобы использовать лошадь как тягловую силу. Конь не годится для получения мяса. Молоко можно получить от кобылиц, но для этого их держат на специальном откорме.
Особенность лошадей в том, что им необходимы физические нагрузки. Их нельзя постоянно держать в загоне.
Высока плодовитость породистых кобылиц. Красота экстерьера лошадей привлекает внимание к владимирскому тяжеловозу. Эти лошади редко используются по прямому назначению. Создано много машин для перевозки тяжелых грузов, поэтому в услугах тяжелоупряжного животного не нуждаются. Но селекция породы продолжается. Красивых лошадок используют в туристическом бизнесе.
Борьба с болезнями
Сильные и выносливые тяжеловозы редко болеют, однако у них возникают такие проблемы с кожей, как:
- Стригущий лишай. Патогенный грибок попадает в ранку на коже, а потом появляются проплешины, которые шелушатся и чешутся. Больную особь изолируют, обрабатывают пятна йодом. Необходимо проставить уколы, которые пропишет ветеринар.
- Чесотка. Один из симптомов заболевания — сильнейший зуд, который мучает коней. После расчесывания образуются ранки, язвочки. Они опасны, так как в них могут попасть патогенные микроорганизмы. Смазывают пораженные места раствором бензибензоата.
- Дерматит. Признаки болезни проявляются шелушением кожи, трещинами на ней, выпадением шерсти. Чаще всего дерматит является следствием аллергии на пыльцу, корм, химические средства.
- Мокрец. Бактерии грязевой лихорадки поражают животных в периоды влажного лета. Струпьями покрываются ноги коней, затем шелушащиеся участки переходят на живот. Лечить мокрец надо промыванием пораженных областей, смазыванием пятен вазелином, мазями. Помогут и антибиотики.
Предотвратить развитие болезней тяжеловоза можно соблюдением правил содержания лошадей.
Сфера деятельности
Использование владимирского тяжеловоза продолжается, хотя количество особей снизилось за последние годы. В подсобных личных хозяйствах нужна такая лошадка, заменяющая трактор. Она доставит радость и взрослым, и детям.
Возрос спрос на животных в туристическом бизнесе. В конном туризме с успехом применяют тяжеловозов. Лошади спокойны, дружелюбны, на них легко можно преодолеть подъемы и долгие переходы. В городских парках, на аттракционах нужны красивые лошадки. Их запрягают в кареты, где восседают пассажиры. Но по его прямому назначению владимирского тяжеловоза используют редко.
Названия пород лошадей тяжеловозов, их описание и характеристика, где применяют
Тяжеловозные кони не отличаются особой грацией и стремительностью, не демонстрируют рекордов скорости. Люди выводили эти породы, чтобы перевозить тяжелые грузы, облегчить труд. Лошади с мощным телосложением обладают спокойным нравом, упорны и трудолюбивы. Тяжеловозы – породы лошадей, созданные для каждодневной работы в поле, в строительстве. Они тянули шикарные кареты монархов и подводы крестьян.
Особенности тяжеловозных пород
Мощь, впечатляющий размер и сила – главные характеристики коней тяжеловозных пород. Верховых лошадей отличает изысканная красота, стройность, быстрый бег, умение преодолевать препятствия. Для каждодневной напряженной работы такие скакуны не пригодны. Нервные кони с норовистым характером не способны тянуть груженые повозки, выполнять рутинный труд.
Во времена рыцарей потребовались кони, способные перевозить седоков в тяжелых доспехах, обладающие силой и выносливостью. Человек стал культивировать лошадей крупных, с мощными спинами и конечностями. В европейских странах, а затем и в России, появились тяжеловозы – кони, не отличающиеся скоростными характеристиками, но по складу характера подходящие для каждодневной работы.
Наиболее важные черты тяжеловозных пород:
- Мягкость хода. Впечатляющие размеры и вес не позволяют животным делать резких движений, высоко поднимать ноги, что делает их аллюр спокойным. Тяжеловозы ровно тянут повозки, всадники чувствуют себя комфортно, не устают при езде верхом.
- Внушительные размеры, мощное тело. Тяжеловозы – крепкие, могучие животные с отменным здоровьем, умением преодолевать тяготы трудовой жизни.
- Спокойный миролюбивый характер. Флегматики по натуре, тяжеловозы дружно ходят запряженные вместе, ладят с членами семьи и другими животными.
- Многофункциональность использования. Коней применяют в перевозке грузов, полевых работах. При желании тяжеловозов можно оседлать и применить как верховую лошадь. Во многих регионах традиционно используют продуктивные качества животных. Кумыс, конина полезны, обладают приятным вкусом. На основе конского мяса изготавливают деликатесные продукты, колбасы. Молоко кобыл по составу и ценности близко к женскому.
Тяжеловозов выращивали на многих конезаводах России, продажи составляли по 300-400 тысяч в год. Почти 100 тысяч голов уходило на экспорт.
Характеристика и общий экстерьер
Во времена активного использования тяжеловозов в хозяйстве вывели почти 4 десятка пород, отличающихся внешними данными, зоотехническими характеристиками. Конезаводы по разведению тяжеловозов были во многих странах Европы, Америке. При значительном различии пород кони имеют ряд общих признаков в экстерьере:
- Голова массивная, широкая.
- Шея короткая, малоподвижная, мускулистая. За счет недлинной шеи конь устойчив, держит равновесие при значительных усилиях.
- Короткий затылок, что часто затрудняет управление при верховой езде.
- Круп у тяжеловозов больше развит в ширину, чтобы обеспечить устойчивость задних ног. Это требуется для перевозки тяжестей.
- Грудь с короткой костью и значительной ширины, что облегчает работу передних ног.
- Спина широкая, средней длины с выраженной мускулатурой. Спина регулирует распределение нагрузок по телу, определяет силовые показатели животного.
Тяжеловозов легко отличить от верховых коней по крупной фигуре, утолщенным конечностям, мощной груди. В зависимости от предпочтений заводчиков у некоторых пород больше развиты скоростные качества, другие впечатляют внушительными размерами, третьи славятся плодовитостью.
Тяжеловозных коней выводили не для быстрой езды, их аллюр – шаг, хотя некоторые породы передвигаются легко и быстро. Рост тяжеловозов – 160-200 сантиметров, вес – 800-1000 килограммов.
Рекордные показатели животного
Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике. Несколько впечатляющих рекордных показателей:
- Самый высокий рост зафиксирован у мерина Сэмпсон породы шайр – 219 сантиметров. Вес Сэмпсона – 1524 килограмма. Конь родился в 1848 году, когда книга рекордов еще не велась. Эти показатели считаются рекордными, превзойти их пока не удалось.
- Книга Гиннеса рекордсменом зафиксировала другого представителя породы шайр – мерина Голиафа с ростом 193 сантиметра.
- Впечатляющий рост в 215 сантиметров имел першерон Марокко (вес 1285 килограммов) и брабансон Brooklyn Supreme – 195 сантиметров.
- Тяжеловесы прославились не только размерами, но и тягловой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр тянет повозку с лесом весом 42 тонны. Силачи провезли груженые сани по снегу на расстояние 500 метров.
- Тягловые способности тяжеловозов измерялись на выставках коней. Мерин Вулкан в Уэмбли создал тягу в 29 тонн, которую зафиксировал динамометр. Пара шайров в упряжи показала результат в 51 тонну.
Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд. Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.
Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.
Где применяют лошадей
Созданных для тяжелой конницы коней по достоинству оценили фермеры. Тяжеловозов применяли на тягловых работах, где требовалась большая сила и выносливость. Уравновешенный характер мощных коней делал их незаменимыми при выполнении рутинных, каждодневных операций в строительстве, сельском хозяйстве.
В конце 19 века в европейских странах вышло специальное разрешение на забой лошадей и использование конины в пищу. Ранее это было запрещено и преследовалось законом. Запрет отменили из-за снижения роли лошадей во всех отраслях хозяйства и перехода на механизированный труд.
Сейчас тяжеловозов используют в туризме, спорте, для прогулок и развлечений. Миролюбивый доброжелательный характер сильных лошадей позволяет даже новичкам и детям чувствовать себя с животным уверенно, не опасаться упасть и пострадать от вспыльчивого нрава. Тяжеловозы незаменимы в конных походах, лошади перевозят всадников и груз по тропам и бездорожью, переходят вброд реки.
Спокойный нрав позволяет использовать тяжеловозов на шоу, праздничных мероприятиях, в цирке. Конная полиция выбирает мирных животных для патрулирования улиц и быстрого перемещения по городам, загруженным автомобилями. Селекция тяжеловозов идет к созданию пород более резвых, менее мощных, но сохраняющих присущие крупным животным мирный нрав и умение ладить с людьми.
Породы тяжеловозов и их описание
Лидерами тяжеловозных пород являются брабансоны, першероны и шайры. Мощь и изысканный экстерьер этих коней заслужили уважение конезаводчиков в разных странах. Представители этих видов послужили материалом для выведения крупных лошадей в России.
Суффолк
Любимцы английских фермеров – суффолькские тяжеловозы. Неприхотливые, быстро взрослеющие кони зарегистрированы в племенной книге Англии в 1760 году.
Рост – 165 сантиметров, сильное, массивное тело с выраженной мускулатурой. Передние ноги разведены сильнее задних. Масти – рыжие и каштановые, ноги гладкие, без оволосения. Суффолки – интеллектуальные животные, их применяли на разных видах работ, требующих сообразительности.
Ирландская
Национальный ирландский тяжеловоз широко распространен во всей Великобритании. Неприхотливость коней позволяла владеть ими даже беднякам. Кони ирландской породы умны, сообразительны, выполняют любые работы. Рост – 150-160 сантиметров. Крепкое гармоничное тело. Масти – гнедая, рыжая, серая. Использовались как верхово-упряжные кони.
Справка: ирландские тяжеловозы известны подвижностью, легким шагом, что позволяет использовать их в шоу, спортивной и туристической сферах.
Булонская порода
Предки булонских тяжеловозов известны с античных времен. Породу зарегистрировали в 17 веке, назвав по имени главного региона разведения – Булони (Франция). Рост – 160-175 сантиметров, массивный корпус, вес – 600-1000 килограммов. Кормят булонских коней, по стандартам, зерном, поэтому тело крепкое, сухое, мышцы плотные. В полтора года наступает зрелость – лошади скороспелы. Характер – покладистый, неконфликтный.
Советская
Порода выведена в 1920-х годах, официально признана в 1952 году. Преобладающие масти – рыжая и гнедая, допускаются сочетания с чалой. Рост – 155-160 сантиметров, вес – до тонны. Тело гармоничной формы с легким прогибом спины. Круп раздваивается, немного вислый.
Советские тяжеловозы неприхотливы в еде, кобылы славятся высокой молочностью (до 6 тысяч литров за сезон лактации). Коней использовали в хозяйствах для улучшения непородного поголовья, уже первое поколение вырастало в отличную рабочую лошадь. Жеребец Форс на соревнованиях провез груз весом 23 тонны на несколько десятков метров.
Русский тяжеловоз
Невысокие и мускулистые русские тяжеловозы неприхотливы, хорошо переносят холод, способны тянуть грузы, превышающие их вес, по бездорожью. Порода выведена из арденов, першеронов путем сложного скрещивания. Кони не вырастают больше полутора метров, но славятся силой, востребованы в России и соседних странах. Русский тяжеловоз активен, энергичен, добродушен. Работы по улучшению породы продолжаются.
Владимирская
Тяжеловозы владимирской породы крупнее остальных российских видов. Рост – 165-175 сантиметров, вес – 800-1200 килограммов. Масти – гнедая, караковая, бурая, рыжая. Приветствуются белые пятна на морде и ногах. Огромные трудяги неприхотливы в содержании, применялись в армии. Владимирцы слушаются повода, используются под седлом, управлять массивной лошадью может даже ребенок.
Австралийская
Порода австралийских тяжеловозов оформлена в конце 20 века, выведением занимались почти 100 лет. Рабочие кони в Австралии были потомками завезенных в разные годы лошадей, беспородными. По стандартам, вес австралийских тяжеловозов – 600-900 килограммов, масти – однотонные. Кони наследовали качества разных пород. Лошади трудолюбивы, спокойного нрава, доброжелательны. Для оценки качества австралийских тяжеловозов проводятся соревнования по вспашке полей.
Битюг
Распространенная в прошлом порода тяжеловозов российской селекции. Кони выведены в 18 веке в Воронежской губернии из местных и европейских пород. Рост битюгов достигал 178 сантиметров. К концу 19 века лошадей становилось все меньше, порода исчезла, вытесненная завезенными конями.
Справка: битюгами в народе называют любых огромных коней, обладающих недюжинной силой.
Рекорды размера, веса и тягловой силы принадлежат тяжеловозам породы шайр. Гигантских коней любовно выращивали в Британии несколько веков, племенная книга составлена в 1878 году. По стандартам, допускаются вороная, серая гнедая масти. Высота – 163-178 сантиметров, вес жеребцов – 850-1100 килограммов. Тяжеловозов породы шайр использовали на полевых работах, при буксировке судов по каналам, для перевозки грузов.
В годы массового разведения численность шайров достигала миллиона голов. С развитием техники нужда в гигантских конях отпала, животных стали уничтожать. В конце 20 века из-за общественного интереса начались работы по восстановлению поголовья с несколько измененными породными характеристиками.
Першерон
Отличие першерона от других тяжелых пород – сочетание силы и умения ходить в упряжи умеренной рысью. Родина коней – регион Perche во Франции, где для улучшения породы местных крупных лошадей скрещивали с арабскими верховыми видами.
В результате получились мощные кони с пропорциональным телом, мягким ходом, способные быстро бегать и перевозить груз. Першеронов использовали в почтовой службе и для омнибусов. Рост першеронов – 155-185 сантиметров (различается в разных странах), масть – серая, серая в яблоках, вороная.
Бельгийская (Брабансон)
В 19 веке бельгийские конезаводчики вывели тяжеловозную породу брабансон, скрестив арденов и местных фламандских лошадей. Результатом стал конь с короткими, сухими, мускулистыми ногами и мощным корпусом. Преобладающие масти – рыжая, гнедая. Высота – 168-173 сантиметра. Жесткий отбор и суровое воспитание помогли создать породу тяжеловозов, способных работать до глубокой старости, нетребовательную к корму и условиям содержания. В Бельгии мясо брабансонов считают деликатесным. Порода продолжает развиваться, поголовье не снижается. Коней используют в шоу, сельском хозяйстве, для походов и прогулок.
Справка: брабансонов повсеместно используют для улучшения качеств породы и поголовья простых лошадей. Уже первые жеребята вырастают в превосходную рабочую лошадь.
Южно-германская тяжелоупряжная
Выведенная в Германии лошадь тяжеловозной породы отличается невысоким ростом (до 156 сантиметров) и крепким телом. Благородная посадка головы, короткая шея со светлой гривой придают коням особую прелесть.
От других тяжелоупряжных коней южно-германские отличаются легким подвижным телом, резвым ходом. Тяжеловоз быстро ходит под седлом, хорошо слушается седока, имеет легкую мягкую рысь.
Клейдесдаль
Первые клейдесдали были невысоки, в процессе селекции тяжеловозы почти догнали по росту шайров (по стандартам, высота клейдесдалей – 163-183 сантиметра). Шотландские тяжеловозные лошади скороспелы, что повышает ценность породы.
Коней отличает флегматичный характер, что делает их непригодными для спорта. Из-за белых чулок на ногах клейдесдали – желанные участники парадов и шоу. Преобладают гнедая и караковая масти. Клейдесдалей используют для улучшения пород.
Цыганские тинкеры
Разведением цыганской упряжной лошади (тинкер) занимаются в Ирландии. Другое название – ирландский коб. Кочевой народ в 15 веке прибыл в Британию, завез лошадей пегой породы. Пятнистые кони ценности для британцев не представляли, цыганам доставались выбракованные экземпляры разных английских пород.
Небольшая (1.36-1.6 метра) цыганская лошадка с грубой головой и плотным телом постепенно стала вызывать интерес у конезаводчиков. Тяжеловоз ходит в упряжке, вынослив, кобылы выкармливают жеребят других пород. Тинкеров зарегистрировали отдельной породой в конце 20 века.
Уживчивый характер, дружелюбие, спокойная сила и неприхотливость – главные достоинства тяжеловозов. Из-за потери хозяйственного значения поголовье мощных коней снизилось в большинстве стран. Людям уже не нужна помощь лошадей в выполнении большинства работ. Миролюбивые животные сейчас находят применение в нетрадиционных для тяжеловозов областях – спорте, туризме, шоу, используются для реабилитации детей, прогулок и развлечений. Любители лошадей надеются, что великолепные животные, переставшие выполнять тяжелые работы, по-прежнему будут лучшими друзьями и компаньонами людей.
Тяжеловозные породы лошадей
Лошади-тяжеловозы известны на протяжении очень большого количества времени. Эти гиганты с легкостью перевозили тяжелые грузы, вспахивали поля, ходили в боевые походы. На сегодняшний день осталось очень мало хозяйств, где используются для каких-то нужд лошади, а не специальная техника, поэтому ряд пород стоит на грани исчезновения. В статье пойдет речь о наиболее интересных породах (как отечественных, так и иностранных селекционеров).
Если говорить об особенностях пород, то для каждой существуют свои индивидуальные промеры, стати и экстерьерные признаки, по которым легко отличить советского тяжеловоза, к примеру, от Шайра.
Отечественные тяжеловозные породы
Этих лошадей можно без преувеличения назвать гордостью отечественной селекции, они ничуть не уступают своим зарубежными собратьям, а в некоторых случаях могут и вовсе их превзойти по каким-то определенным параметрам.
Владимирский тяжеловоз
История породы начинается в 1935 году: тогда для выведения новых лошадей были взяты представители из Европы, относящиеся к тяжелоупряжным породам. Владимирцы не обладают потрясающей высотой в холке, в среднем она достигает 167 см, а масса – около 750 кг. Популярность породе принесли именное ее силовые качества наряду с выносливостью и неприхотливостью.
Если говорить об общей характеристике, то она следующая:
- высота в холке – 165 см;
- длина туловища – 172 см;
- обхват груди – 205 см.
Среди положительных качеств породы нужно отметить очень добродушный нрав, неприхотливость к кормовой базе; ухаживать за владимирской породой довольно просто. Молодняк очень скороспелый. Чаще всего можно встретить вороных представителей и рыжих с белыми отметинами.
Русский тяжеловоз
Данная порода появилась на рубеже XIX-ХХ веков при скрещивании упряжной породы с мелкой тяжеловозной – арденской. У этих представителей было далеко не идеальное телосложение. Благодаря целенаправленному отбору совершенствовалась стать. На всемирной выставке, проходящей в Париже, были представлены так называемые «русские ардены», которые произведи неизгладимое впечатление на любителей коннозаводства.
Золотая медаль досталась жеребцу Караваю, приехавшему из Хреновского конезавода. Русские тяжеловозы характеризуются небольшой высотой в холке – около 150 см, но при этом они очень сильные и выносливые. На особенном месте стоит молочная продуктивность кобыл.
Советский тяжеловоз
Представители этой породы появились в результате использования местных пород и бельгийского Брабансона. В отличие от других тяжеловозов, у советских укороченная длина туловища, короткий шейный отдел, конечности крепкие и мощные. Данная порода может похвастаться следующими показателями стандарта:
- высотой в холке – 160 см;
- длиной туловища – 167 см;
- обхватом грудины – 205 смм.
Характер у лошадей добронравный, они не проявляют агрессию к людям. Темперамент энергичный и подвижный. Среди особенностей можно назвать:
- быстрый рост;
- скороспелость;
- выносливость.
Все эти показатели сделали советских тяжеловозов незаменимыми помощниками, ведь в то время в колхозах еще не была развита в достаточной мере механизация.
Среди наиболее часто встречающихся окрасов можно назвать рыжий, гнедой, гнедо-чалый и рыже-чалый. Кобылы данной породы отличаются большим количеством молока. Если говорить о рекордах, от одной кобылы было получено свыше 6 000 литров молока за лактационный период.
Битюги
Порода относится к древнерусским, но на сегодняшний момент полностью исчезла. Все, что известно о таких лошадях, – это очень трудолюбивый характер. В среднем в холке они достигали 158 см, преимущественный окрас – мышастый и бурый. Вывели битюгов, скрестив русских тяжеловозов и рысаков. Было у породы и другое название – ломовые лошади, используемые в основном для перевозки тяжелых грузов.
Зарубежные породы
Европейским селекционерам тоже есть чем похвастаться, а потому в статье пойдет речь именно о зарубежных породах лошадей, относящихся к тяжеловозным.
Першеронская
Является французской породой, а время выведения приходится на XIX век. По мнению ученых, першероны существовали еще раньше, примерно во времена рыцарей, где и использовались как верховые кони. Ну, а кто еще мог вынести все железные латы, кроме как сильных и выносливых лошадей?
Несмотря на отлично развитую мускулатуру, данные лошади очень грациозные и быстрые. К стандарту породы можно отнести:
- высоту в холке – 160 см;
- длину туловища – 168 см;
- обхват грудины – 200 см.
Наиболее часто можно встретить серых или вороных представителей. Для першеронов характерно приспосабливаться к сильным нагрузкам и проводить много времени в работе, при этом практически не нуждаясь в отдыхе. Положительной чертой является быстрая адаптация к зонам с разным климатом и отличная иммунная система.
Арденнские тяжеловозы
Относится к самым миниатюрным из всех тяжеловозных пород. Родина лошадей находится в Бельгии, а история породы насчитывает больше 2 тысячелетий. Именно поэтому ардены относятся к самым старым европейским породам среди тяжеловозов.
По высоте в холке лошади достигают 163 см. Чаще всего встречаются особи с рыжей, гнедой или темно-рыжей мастями. Шейный отдел средней длины, может быть с изгибом. Тело массивное с глубокой грудиной. Спина короткая и очень мускулистая.
Клейдесдаль
Родиной породы является современная Шотландия. Лошади обладают огромным ростом и внушительной массой, но при этом у них очень эффективные экстерьерные признаки. Клейдесдали подходят для поездок по пересеченным видам местности, обладают мягким ходом. Существенным недостатком таких лошадей является большая изнеженность. Чтобы кони полностью раскрылись и проявили все свои качества, им понадобятся уход на высшем уровне и корма только высокого качества.
Ирландская
Лошади относятся к универсальным. Если их сравнить с предыдущими породами, то ирландцы подходят не только для тяговых испытаний. К немаловажным качествам породы относится возможность использования лошадей на охоте и для верховых поездок. Лошади идеально подготовлены к переходам по дорогам, пересеченной местностью их тоже не напугать.
Неприхотливость к кормовой базе, а также к условиям ухода, делают ирландскую породу весьма популярной у заводчиков. Несмотря на то, что по внешним данным животные сильно уступают своим собратьям, они не проиграют им по силовым качествам.
Суффолк
Является английской породой, получившей официальное признание и регистрацию в середине XVIII столетия. Прежде чем появилась механизированная техника, для глинистых почв туманного Альбиона Суффолки были просто идеальными из-за очень мускулистого туловища.
Англичане обладают покладистым и дружелюбным нравом, что позволяет использовать лошадей в иппотерапии.
Также являются английской породой, которая берет свое начало еще со средневековых времен. Отличительной чертой является пропорциональное телосложение. Шайр может долго работать (в разумных пределах). Согласно стандарту у породы должны быть следующие показатели:
- высота в холке – 170 см;
- длина туловища – 180 см;
- масса – 1400 кг.
Являются самыми сильными среди всех остальных тяжеловозных пород. Нашли свое применение в перевозе грузов. Несмотря на внушительные габариты, у Шайров очень спокойный характер, а потому они использовались как улучшатели именно по этому признаку. На сегодняшний день их используют для транспортировки груза и ремонтных работах на железных дорогах.
Бельгийская тяжелоупряжная (Брабансон)
Можно отнести к классическим тяжеловозам, получившим название по одной из областей Бельгии. Чаще всего используются в разведении в качестве улучшателей, т.к. обладают всеми требованиями, присущими лошадям для различных работ.
Если говорить о размерах особей, то они следующие:
- высота в холке – 160 см;
- длина туловища – 175 см;
- обхват грудины – 217 см.
Интересно, что Брабансонов можно начинать использовать в работе с двухгодовалого возраста, именно такое качество отнесло породу в разряд скороспелых.
Особенности разведения
Далеко не каждой тяжеловозной лошади (за исключением некоторых) понадобится специальных уход. Большинство пород отличаются неприхотливостью к кормовой базе и быстрой адаптацией к погодным условиям.
Гигантским коням не понадобится возведение конюшни по всем правилам, в которых проживают спортивные лошади.
Практических у всех тяжеловозов густая грива, хвост, а ноги защищены щетками. Большая мышечная масса является надежным средством для борьбы с холодами. Чтобы добиться успеха в разведении и получить хорошее потомство, рекомендуется использовать именно чистопородных животных, показавших хорошие результаты в соревнованиях по силовым испытаниям.
Несмотря на то, что в большинстве сельскохозяйственных работ лошадей давно заменила механизированная техника, спрос на тяжеловозов все же имеется. Особенно в тех местах, где не всегда может пройти транспорт, или грунт по той или иной причине не подходит для обработки трактором. В этом случае представители вышеописанных пород являются просто незаменимыми помощниками.
Рабочие лошади тяжеловозы
Лошади тяжеловозы — это породы, которые появились в Европе в средние века. Они ценились среди рыцарей, которые носили железные доспехи. Выдержать тяжелого всадника мог только крупный и мощный конь. Со временем их начали применять в сельском хозяйстве. Сейчас эти лошади имеют своих ценителей, нередко используются в верховой езде. Ездить на тяжеловозе удобнее, чем на скакуне, хотя на быструю прогулку с ветерком рассчитывать не приходится.
- Описание тяжеловозов
- Список тяжеловозных пород
- Древние породы тяжеловозов
- Породы лошадей тяжеловозов из разных стран
Описание тяжеловозов
Кони тяжеловозы относятся к так называемым «холоднокровным» породам. Они не отличаются резвостью и энергичностью, не могут развивать больших скоростей, зато такие породы очень сильные, способны перевозить большие грузы. Они отлично приспособлены к любым климатическим условиям.
Внешность лошадей тяжеловозов не столь привлекательна, как у скакунов, ведь выращивали их не для выставок, а для тяжелой работы. Они массивные, коренастые и мускулистые, часто неуклюжие. Рост и вес тяжеловозов самый большой среди всех лошадиных пород. Конь рекордсмен тяжеловес имел массу около 1,5 т, а высоту в холке — 220 см. Сейчас каждый представитель весит 700-1000 кг, имеет рост 170-200 см. Среди некоторых пород есть великаны ростом более 2 м и весом более 1 т.
Аллюр у лошадей тяжеловесов мягкий. Они могут бегать шагом, рысью и галопом, причем очень плавно переходят с одного аллюра на другой. Тряска в седле почти не ощущается, так как конь не может высоко подниматься над землей. Вот почему они подходят начинающим всадникам и любителям спокойной верховой езды. Бежать в карьере тяжеловесные породы лошадей не могут: у них слишком большая масса тела и толстые ноги.
Характер у тяжеловозных лошадей спокойный и уравновешенный. Они никогда не проявляют агрессии, послушные и уступчивые, несмотря на внушительные размеры тела. При взгляде на этого великана трудно поверить, что у него сердце настоящего добряка. К сожалению, повсеместное увлечение скакунами отодвинуло этих мощных коней на задний план. Многие породы находятся на грани исчезновения.
Список тяжеловозных пород
Почти все тяжеловозные современные породы лошадей ведут свою родословную от рыцарских коней Дестриэ, выведенных в Средневековье. Предполагают, что первоначально они возили немецких воинов. Эти лошади были ростом 175-200 см, весили 800-1000 кг. Они способны были вынести на плечах рыцаря в тяжелых доспехах. К сожалению, были не слишком выносливыми. Бежать быстро аллюром с грузом могли не больше 1 км. Ни одной картинки с их изображением не осталось. На сегодняшний день это исчезнувшая порода, но у нее есть свои прямые потомки:
- Тяжеловоз Перешерон из Франции;
- Бельгийский Брабансон;
- Английский Шайр;
- Шотландский Клейдесдаль.
Кроме этих древних пород на сегодняшний день существует множество других, выведенных в разных частях света:
- Австралийская;
- Булонская;
- Ирландская;
- Суффолк.
В России тоже существуют породы своих лошадей тяжеловозов:
- Русский;
- Советский;
- Владимирский.
Мы привели породы, которые существуют до сих пор. Но сколько их уже исчезло? Ведь любой агроноватор предпочитает технику живой силе. Потребность в рабочих конях практически отпадает, а в скачках и современном спорте массивные лошади участия брать не могут.
Древние породы тяжеловозов
Старинные породы тяжеловозов разводятся в Европе не одно тысячелетие. Они стали родоначальниками многих современных разновидностей этих крупных коней.
Бельгийский Брабансон
Предками Брабансонов были арденские и фламандские лошади. Эта кони являются гордостью Бельгии, так как это единственная порода лошадей тяжеловозов, выведенная в этой стране. Конь имеет мощное телосложение, мускулистый корпус, широкую и сильную шею. Ноги достаточно тонкие для тяжеловоза. Раньше у Брабансонов провисала поясница, но сейчас этот недостаток исправлен. Основные параметры лошадей следующие:
- Высота — 165-173 см.
- Масть бурая, гнедая саврасовая либо чалая с рыжим оттенком.
- Голова маленькая.
- Шея мускулистая, коротковатая.
- Тело компактное, глубокое.
- Ноги сильные, не слишком длинные, со щетками в нижней части.
Брабансон — не самая крупная тяжеловесная рабочая лошадь. Тем не менее он очень сильный, долгие годы был незаменим у бельгийских крестьян. Использовался для перевозки грузов, сельскохозяйственных работ. Порода выносливая и неприхотливая, привычная к большим нагрузкам.
Першенон
Громадные французские лошади считаются одними из самых крупных среди всех тяжеловозов. В их жилах течет кровь булонских и бретонских коней, а также арабских скакунов. Они гармонично сложены, немного суховатые, массивные и выносливые. Стоит раз увидеть этого великана, чтобы представить себе его мощь. При больших размерах остаются на удивление ловкими, обладают мягким аллюром.
Характеристика и описание Першенона:
- Высота — более 200 см.
- Голова небольшая.
- Шея мускулистая, средней длины.
- Корпус мощный.
- Ноги мускулистые и сильные, со щетками внизу..
Першеноны — темпераментные лошади. Они живут 20-25 лет. Скрещивают породу с другими лошадьми, чтобы получить сильных охотничьих и спортивных коней.
Английский тяжеловоз изначально разводился как военная лошадь и лишь потом начал ходить в упряжи, использоваться в сельском хозяйстве.
Порода это неоднородная: одни лошади прекрасно подходят для верховой езды, другие — для перевозки грузов, спортивных соревнований. Шайр гармонично сложен, но немного приземист, выносливый и сильный. Высота его — 165-180 см, масти бывают очень разными.
Порода Шайр постоянно совершенствуется, потому в скором времени есть надежда, что она избавится от некоторых недостатков, станет более однородной. Темперамент у этих лошадей спокойный, они послушные и легко управляемые, потому их нередко используют для получения жеребят с податливым нравом.
Клейдесдаль
Шотландский тяжеловоз — это типичная рабочая лошадь для сельской местности. Свое название конь получил от маленькой речушки Клейд, которая впадает в Северное море. Отличается данный скакун мощным строением тела, выносливостью и неприхотливостью в содержании. Быстро созревает и дает здоровый приплод.
Вот краткая характеристика Клейдесдаля:
- Высота — 163-173 см.
- Вес — 800-900 кг.
- Голова с узким любом, умными глазами.
- Шея удлиненная.
- Масть в основном гнедая, ноги «обуты» в белые «носочки», со щетками, сильные и мощные.
- Копыта расширенные, с хорошей эластичностью.
Тяжеловоз до сих пор используется в сельском хозяйстве Шотландии. Особенно полезен жеребец в высокогорных районах. Характер имеет спокойный и покладистый.
Породы лошадей тяжеловозов из разных стран
Популярность тяжеловозов стала падать, когда в военном деле начали использовать более легких скакунов, но эти кони заняли достойное место в сельском хозяйстве. Крестьяне оценили их силу и выносливость, совершенствовали навыки на протяжении столетий.
Булонская порода
Тяжеловоз был выведен во Франции в XVII веке, хотя многие считают, что она ведет свою родословную еще со времен Древнего Рима. Отличается чрезвычайным изяществом, элегантностью, что можно заметить даже на фото. В аллюре легко переходит на рысь.
Краткая характеристика Булонского тяжеловоза:
- Рост — 155-165 см.
- Масть в основном серая, встречаются гнедые и рыжие лошадки.
- Голова с правильным профилем, выразительными глазами и маленькими ушами.
- Шея с развитой мускулатурой.
- Ноги коротковаты и мощные.
Существует две разновидности породы: тяжелая и легкая. В последнее время коней начали использовать в мясном производстве, потому легкая разновидность начинает исчезать.
Австралийская порода
Австралийский тяжеловоз является смесью британских пород (Шайра, Клейдесталя, Суффолка) с Першенонами. Обладает мощным телосложением, необычайно выносливостью, является единственной аборигенной породой в Австралии.
Вот краткая характеристика лошадей:
- Высота — 170 см.
- Масса — 600-900 кг.
- Масть бывает однотонной либо пятнистой.
- Голова средних размеров.
- Ноги коротковатые, мускулистые, со щетками в нижней части.
У Австралийской породы тяжеловозов кроткий и спокойный характер. Этих лошадей до сих пор используют в сельском хозяйстве, для верховой езды, они участвуют в спортивных соревнованиях среди тяжеловесных коней.
Ирландская порода
Ирландский тяжеловоз — относительно небольшая лошадь с аккуратным корпусом, ровной осанкой, прямой спиной и покатым крупом. Получена порода от скрещивания английских скакунов с дикими лошадьми, которые издревле обитали в Ирландии. Характеристика лошади:
- Рост — 150-160 см.
- Масть — любая из стандартных, бывают кони с белыми пятнышками.
- Голова маленькая, профиль прямой.
- Грудка расширенная, с развитыми мышцами.
- Ноги мускулистые и сильные.
Ирландского тяжеловоза можно отнести к упряжно-верховым лошадям. Силовые показатели уступают другим породам тяжеловозов, зато Ирландец подвижнее, его используют, в спортивных соревнованиях, на сельхоз работах, при перевозке грузов.
Русские породы тяжеловозов
Первой породой русских рабочих тяжеловозов был Битюг. Его широко использовали крестьяне во всех регионах. Эти кони возили телеги, сани, повозки и даже цыганские кибитки.
До наших дней скакуны не сохранились в чистом виде, но кровь их течет в жилах многих сельских лошадок, которые используются на полях России до сих пор. Зато за последнее столетие в нашей стране было выведено несколько новых пород.
Русский тяжеловоз
Русский тяжеловоз был выведен путем скрещивания бельгийских арденов и местных лошадей. При этом удалось исправить недостатки ардена: угловатый корпус и не слишком гармоничное телосложение. Отличаются тяжеловозы из России силой и выносливостью, хоть размеры у них не слишком крупные.
Экстерьер можно охарактеризовать следующим образом:
- Высота — 170 см.
- Вес — приблизительно 1000 кг.
- Головка средненькая.
- Шея с хорошо развитыми мышцами.
- Грудка широкая.
- Мощные ноги с правильной формы копытами.
Уникальной характеристикой породы является легкая косолапость. Это можно заметить даже на фото. Кобылы отличаются высокой молочностью, способны давать до 4000 л за лактационный период в 300-305 дней.
Советский тяжеловоз
Советский тяжеловоз — относительно новая порода, зарегистрированная в средине прошлого столетия. Для ее получения скрещивали Брабансонов с местными кобылами, чтобы повысить приспособленность к холодному климату, улучшить формы и конституцию. По силе советский представитель превосходит многих других тяжеловесных лошадей, при этом он имеет красивое, мощное строение тела с округлыми формами и развитыми мышцами.
Вот краткое описание породы:
- Высота — 156-161 сантиметр.
- Небольшая пропорциональная голова с выпуклым профилем.
- Шея укороченная.
- Грудка широкая.
- Спина удлиненная.
- Ноги довольно короткие, сильные и мощные.
Тяжеловоз советской породы неприхотлив в содержании, прекрасно адаптируется к самым суровым климатическим условиям. Темперамент у таких лошадей спокойный, управляемость хорошая. Чаще всего они используются в сельском хозяйстве для перевозки грузов.
Владимирский тяжеловоз
Эта отечественная порода тяжеловесных коней была выведена на основе Шотландских тяжеловозов Клендсдейлей. Работы начались еще в конце XIX столетия, но были немного хаотичными, потому окончательно порода сформировалась лишь в 30-х гг прошлого века. Кони тяжеловозы Владимирской породы — самые крупные среди всех отечественных лошадей. У них массивное и мощное телосложение.
Основные параметры следующие:
- Высота — 163-170 см.
- Голова большая, профиль выпуклый.
- Шея мощная и удлиненная.
- Спинка длинная, круп немного опущен.
- Ноги с мощным костяком и мускулатурой, нередко с гутой щеткой.
Лошади очень дружелюбные, достаточно активные, их часто запрягали в повозки и тройки, использовали в качестве упряжных. При этом кони обладают большой силой, способны перевозить немалые грузы.
Более подробно рассмотреть все породы можно на фото. Конечно, тяжеловозные кони не так красивы, как скакуны. Но их мощь и сила, добрый и спокойный нрав многих завораживают. Работают тяжеловесы отлично, потому они не утрачивают своей актуальности во многих сельскохозяйственных районах. Кроме того, для них устраивают специальные соревнования по перевозке грузов. Популярны они и среди любителей верховой езды.