Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы
Основным элементом конной сбруи является упряжь для лошади. Зная особенности представленного элемента, используя качественный материал и подгонку, опытные коневоды значительно облегчают содержание животных и их эксплуатацию.
Из чего состоит упряжь для лошадей?
Стандартная конная упряжка состоит из следующих деталей:
- Хомут. Его предназначение – передавать тяговые возможности на телегу или сани. Элемент следует надевать на шею таким образом, чтобы он не отягощал движение и дыхание лошади. Чересчур длинный или широкий хомут может привести к появлению повреждений на теле животного и способствует снижению тяговой силы. Для надежной фиксации элемента используют крепкую кожаную шлею, которая обеспечивает торможение.
- Узда. Эта часть сбруи для лошади является самым сложным элементом упряжи. Она состоит из удил, поводьев и недоуздка. Оптимальным вариантом является использование походной уздечки, которая дает возможность везти животное параллельными поводьями. Вожжи могут быть выполнены из кожи или прочного текстильного материала.
- Подпруга и седелка. Представленные части сбруи предназначены для удержания всего комплекта и передачи тягового эффекта на спину коня.
- Шлея. Она фиксирует положения хомута при осаживании, замедлении или передвижении лошади на подъеме. Элемент сбруи подгоняется внатяжку, чтобы между седалищем и ободочными пряжками проходила ладонь. Шлея изготавливается из нескольких ремней.
- Чересседельник поддерживает вес дуги, оглобли и хомута и передает часть тяги на седелку.
- Подбрюшник. Этот элемент упряжи дополнительно фиксирует положение всей конструкции, проходит под подпругой и крепится краями на оглоблях.
Дуга посредством гужей фиксирует хомут с оглоблями и служит гасителем колебаний при резких толчках или рывках.
Виды сбруи
Упряжь должна быть выполнена из качественных материалов и подгоняться под индивидуальное строение лошади. Виды сбруи подразделяются на сельскохозяйственные, выездные и транспортные варианты. Они имеют разновидности по числу используемых коней: одиночные, парные и многолошадные варианты:
- Одноконная русская или европейская упряжь. Данная конструкция может быть выполнена как с дугами, так и без них. Бездуговая модификация предполагает передачу главной тяжести повозки посредством шлеи. Вариант с дугами комплектуется хомутом, супонью, седельником, гужей, оглоблей и уздечкой со шлеей.
- Постромочно -дышловой образец. В такой упряжке можно использовать как пару коней, так и одну особь. Эффективность животных заметно увеличивается, если надеть на них седелку и чересседельник.
- Постромочная модель. Довольно простая, но не очень удобная в использовании упряжь. Тягу в этой конструкции обеспечивают постромки и хомут. Вариант требует оборудования повозки тормозной системой, во избежание травмирования коня.
- Тачаночная вариация. Виды этой системы запряжки лошадей известны со времен, как люди начали массово использовать животных в различных отраслях хозяйства. Устройство состоит из постромковой части и дышла, но сегодня практически не используется.
- Совмещенная упряжка. Классическая европейская конструкция с постромками и оглоблями. Виды представленной сбруи позволяют запрягать одновременно от 6 до 8 лошадей. Определяющую роль для правильной эксплуатации детали играет подбор животных по росту и силе. В авангарде повозки ставят выносливых особей, позади, подбирают пристяжных коней, которые определяют повороты телеги, а замыкают упряжь высокие крепкие лошади, отвечающие за торможение.
Исторические факты
Первые виды упряжи для лошадей известны с давних времен (согласно историческим находкам, части сбруи, найденные археологами, датируются двумя тысячелетиями до нашей эры). Большое значение коневоды придавали не только практичности и качеству сбруи, но и ее красивому оформлению. Чем богаче и значимее был владелец животных, тем красивее и ярче выглядело оснащение.
То, из чего состоит сбруя, играет важную роль в эффективности использования и влиянии элементов упряжи на состояние лошади. В Средневековье, оснащение драгоценными камнями и материалами сбруи, утратило актуальность, так как кони использовались по большей части в качестве грузового и рабочего транспорта.
Начиная с середины XVI века, снова вошли в моду качественные и красивые упряжи. Обусловлено это было появлением карет и конных экипажей, которые требовали соответствующего оформления.
Хотя сейчас лошадей во многих сферах заменили механизмы и автотранспорт, их использование полностью не утратило актуальность. Кони помогают людям в частном хозяйстве, развлекательной сфере. Широко используются животные в спорте и различных соревнованиях. Существуют даже состязания на умелое обращение со сбруей. Правильно надетая упряжь позволяет не только увеличить коэффициент полезного действия, но и сохранить силы и здоровье наших парнокопытных помощников.