Тяжелоупряжные породы лошадей

В Средневековье, когда кони были единственным способом передвижения, они использовались рыцарями. Обычные лошади не способны были перевозить рыцарей, одетых в железные латы и не расстающихся с тяжелыми мечами и щитами. Появилась очевидная необходимость в породе лошадей, которые смогут не только перевозить тяжелые грузы, но и передвигаться галопом, преодолевая множество различных препятствий. Тогда тяжеловозы из-за своего веса (от тонны) и роста (до 2 метров) быстро уставали, а силы восстанавливали дольше, чем обычные лошади.

Лошадь шайр

Лошади-тяжеловозы возникли в Средневековье

Средневековые тяжеловозы являются предками следующих современных пород:

  • Французских лошадей тяжеловесов – першеронов.
  • Бельгийских лошадей – брабансонов.
  • Английских тяжеловесов – шайров.

История появления тяжеловозов в России

Еще в позапрошлом веке, когда наша огромная страна интенсивно развивалась, в ней не выводились тяжелоупряжные породы лошадей, хотя аграрному направлению экономики они были необходимы. Приобретение тяжеловозов за рубежом было слишком дорого, а сами животные с трудом адаптировались к непростым российским условиям и питанию низкокачественными кормами.

Поэтому с помощью клейдесдатей, брабансонов, арденов, першеронов и шайров были созданы различные отечественные лошади тяжеловозы, среди которых истинным достоянием России являются советский и владимирский тяжеловоз.

Советскими и российскими учеными были выведены следующие породы тяжеловозов:

  • Русская тяжеловозная.
  • Советская.
  • Владимирская.
Советский тяжеловоз

Лошадь породы советский тяжеловоз

Выведение русской породы тяжеловозов

Русскую тяжеловесную породу вывели в конце 19 – начале 20 века: скрестили породу упряжных лошадей с мелкими тяжеловозными – арденами, имеющими не гармоническое сложение, завезенными из Бельгии. Постепенный отбор позволил арденам стать обладателями гармоничного сложения и прекрасной формы. В 1900 году состоялась Всемирная выставка в столице Франции, на которой русский арден оказался под пристальным вниманием коневодов.

Их признали отличной рабочей породой лошадок. Лучшим считался Каравай, жеребец бурого цвета, выращенный на Хреновском конезаводе. Он стал обладателем золотой медали. Данная порода лошадей тяжеловозов характеризуется невысоким ростом – до 150 см в холке, но достаточной силой и выносливостью. У кобыл отмечается высокий процент молочной продуктивности.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз — отличная рабочая лошадь

Выведение советской породы тяжеловозов

Кони советской породы тяжеловозов выведены путем скрещивания бельгийских брабансонов и английских суффолков с русскими упряжными лошадями. Их около 3-х лет используют для работы в сельских хозяйствах, а затем они становятся производителями.

Лошадь тяжеловоз советский имеет следующие отличительные черты:

  • Это крупный конь, с высотой в холке, достигающей 1,7 см, и массой тела около тонны.
  • Густые гриву и хвост.
  • Голову средних размеров.
  • Мускулистые ноги и шею.
  • Копыта имеют правильную форму.
  • Широкую грудь и ровную спину.
  • Наличие незначительной косолапости, что не встречается у коня другой породы.
Бельгийский тяжеловоз

Бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении советской породы

Выведение Владимирской породы тяжеловозов

Появилась в 1886 году в Гаврилово-Посадском государственном конном заводе, когда были закуплены кони разных пород и английские тяжеловозы – клейдесдали. Красивых и крупных жеребцов скрестили с местными кобылами, которые, несмотря на свои маленькие размеры, отличались выносливостью и неприхотливостью. В результате этого родились жеребцы, взявшие от родителей лучшие характеристики: богатырскую мощь, красивый внешний вид, энергичный характер и большую степень адаптации.

Усиленно работая над выведением новой породы, коневоды полностью заменили в начале 20-го века отечественных лошадей на лучшие помеси.

Шайрская порода английских тяжеловозов оказала не особенное влияние на выведение владимирской породы. Официально признание владимирской породы тяжеловозов состоялось только в середине 20 века.

Английский тяжеловоз

Шайры практически не участвовали в выведении владимирской породы

Характерные особенности

Владимирский тяжеловоз имеет следующие особенности:

  • Крупное телосложение. Массивность.
  • Большую высоту в холке – до 170 см.
  • Крупную голову, с выпуклым профилем.
  • Косо поставленную длинную лопатку с длинной мощной шеей.
  • Удлинённую спину с широкой поясницей. В меру опущенный круп.
  • Крепкие, обросшие мехом ноги, которые они получили от лошадей из Англии.
  • Густые гриву и хвост. Чаще имеют гнедую масть, реже могут быть вороными либо рыжими.
  • Характер имеют дружелюбный. Они спокойны и уравновешенны.
  • Аллюр – размашист и широк.
  • Половое созревание наступает довольно рано.
Владимирский тяжеловоз

Конь породы владимирский тяжеловоз

Бескрайнюю широту души и удаль русских людей выражает красота этих коней, если запрячь их в тройку и прокатиться по белому снегу. Сейчас владимирский тяжеловоз не впрягается в телегу или плуг. Он с успехом используется в активных видах отдыха – конном туризме и спортивной охоте.

Благодаря своему спокойному и уравновешенному характеру, конь умеет приспособится ко всем, садящимся в седло и взявшим вожжи.

Гаврилово-Посадский конезавод занимается разведением помеси рысистых лошадок с владимирскими тяжеловозами, создавая мощных коней для участия в спортивных состязаниях. Сегодня на конезаводах совершенствуют типы и отличительные характеристики владимирских тяжеловозов, скрещивая чистопородных коней с лучшими образцами других пород.